О художниках
Биография И. К. Айвазовского
Биография И. И. Левитана
Биография М. В. Нестерова
Биография И. Е. Репина
Биография В. А. Серова
Биография В. М. Васнецова
Биография В. Д. Поленова
Биография В. И. Сурикова |
|
Биография Нестерова
Биография Михаила Васильевича Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Василия Перова, Алексея Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-1881, 1884-1886), в Петербургской АХ у П. П. Чистякова (1881-1884), входил в Товарищество художественных передвижных выставок (ТПХВ) (как экспонент - с 1889 года, в качестве члена - с 1896 по 1901 год) и был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Поздний же этап его творчества приходится уже на 1930-е годы.
В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886).
М. В. Нестеров. Благословение Христом отрока. 1926 г. Холст, масло. Церковно-археологический кабинет Духовной академии. Сергиев Посад
Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла ("Пустынник", 1888;"Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Под благовест", 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.
М. В. Нестеров. Страстная седмица. 1933 г. Холст, масло.
Церковно-археологический кабинет Духовной академии. Сергиев Посад
Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его часто связаны с тем же православно-церковным кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).
С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX века грусть по нравственному идеалу и полноте бытия.
М. В. Нестеров. Осень в деревне. 1942 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х годов - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х годах он целиком сосредоточится на образе человека.
наверх |
|