Главная arrow НАША ШКОЛА arrow РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ arrow О.В Куницына. Урок русского языка. (Урок развития речи)
Thursday, 28 March 2024
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 18:59
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

О.В Куницына. Урок русского языка. (Урок развития речи) Версия для печати
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Wednesday, 26 March 2008

ГОУ СОШ № 1262 им. А.Н. Островского

9 класс

Урок русского языка. (Урок развития речи.)

Учитель: Ольга Витальевна Куницына

 

Повторение. Стили речи.

Цели:

- обобщить знания учащихся о стилях речи, закрепить умения учащихся определять стиль речи, пользоваться средствами языка в соответствии с требованиями стиля:

- развивать умение точного словоупотребления;

- способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Ход урока:

I. Введение в проблему урока

         - Итак, начнем урок русского языка. И сегодня нам снова предстоит делать открытия. Ушинский назвал его даром слова, или даром речи. То, что нам дано в дар, и будет предметом нашего исследования на этом уроке.

 Что это будет конкретно, вы постарайтесь определить сами. А для этого попробуйте себя в роли литературных переводчиков.

- Перед вами фрагмент текста, в котором некоторые фразы оказались не переведены.

Используя свои знания в английском языке, передайте общий смысл высказывания.

         Муж за обедом в непринужденной беседе спросил жену:

- Дорогая, чем ты сегодня занималась?

Жена ответила:

-          In the first half of the day I have properly produced a quik renew in the living  room and in the special room for cooking.

- Перевод этих же предложений сделал и компьютерный переводчик. И у него получился несколько иной перевод, хотя он пользовался тем же словарем. Послушайте, что у него получилось:

 В первой половине дня в быстром темпе я обеспечила восстановление надлежащего порядка в жилом помещении, а также в специальном помещении, предназначенном для приготовления пищи.

- Почему вы улыбаетесь? А некоторые пребывают в каком-то недоуме6нии. Вам что-то не понравилось в этом переводе. Что именно? (бытовая ситуация требует простого обыденного языка)

- Вот видите, оказывается, у вас действительно есть дар, языковое чутье, которого нет у компьютера. Это чутье вы с успехом сейчас продемонстрировали. А  какие знания вам помогли уместно употребить слова?

- Думаю, вы догадались, что будет предметом нашего исследования на уроке? Это стили речи (запись в тетради).

II. Обобщение теоретических знаний по теме:

- Будем дальше проверять, насколько вы владеете способностью чувствовать стиль в той или иной речевой ситуации.

Работать вы будете в группах. Каждой будет дана определенная ситуация. Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации и описать правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Помощником будет раздаточный материал №1 с направляющими вопросами. У вас 2 минуты.

Ситуация 1.

Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.

 

Ситуация 2.

Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.

 

Ситуация 3.

На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.

 

Ситуация 4.

Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.

 

Ситуация 5.

Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земляка.

- Проверим, какие результаты у вас получились. …Обратите внимание на слайд и укажите, какие стилевые черты вы увидели в вашем отрывке.

Каждый стиль имеет и свои языковые особенности. Посмотрите на слайд, определите стиль в каждом случае.

- Вы доказали, что не только обладаете языковым чутьем, но и знаниями по стилистике. Однако их необходимо постоянно совершенствовать.

III. Этап отработки способа (тренировочные упражнения):

- Человек с развитой речью умеет сразу почувствовать слово, которое выпадает из стиля. Я вам хочу предложить потренировать свое чувство языка.

 Перед вами стилистические задачи. Прочитайте ситуацию и определите нарушения, которые допустили люди в этих речевых ситуациях. Подумайте, как их исправить.

Задача 1.

Воспитатель детского сада, обращаясь к детям, говорит: «Для игр выносим на площадку атрибуты: санки, скакалки, шапочки»

Задача 2.

Из отчета милиции:

«Обвиняемый в преступлении гражданин Петро в содеянном раскаялся, слезно умолял простить его»

Задача 3.

В химической лаборатории:

«При проведении опыта мы малость добавили фенолфталеин, чтобы обнаружить щелочную реакцию».

 (Если не учтена стилистическая окраска слова, в речи возникает неуместный комизм).

- А теперь  самостоятельно решите стилистические задачи, а для этого:

- Определите РС и стиль, необходимый в данной ситуации.

- Найдите слово, «выпадающее» из стиля, подчеркните его

- Найдите лексическую замену и запишите исправленный вариант.

- Перед выполнением заданий, оцените свои силы. Если вы уверены в ваших знаниях по стилистике, поставьте на полях !!!, и тогда вы получите за самостоятельную работу оценку. Если вы хотите просто потренироваться, поставьте ???.

- А вот еще одна задача для коллективного обсуждения:

Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал.

- Вы удивитесь, но эта фраза принадлежит перу авторов знаменитых «12» стульев Ильфа и Петрова. У них было потрясающее чувство языка. Они тонко чувствовали стилистическое несоответствие. Но тогда почему его допустили? Как вы думаете?

(Добились иронического осмысления речи, это авторскогая насмешка. Специальный прием создания смешного)

- Человек, который мастерски владеет речью, может намеренно использовать игру слов, основанную на стилистическом смешении, чтобы сделать речь выразительной, юмористической.

- Попробуйте и вы создать такие юмористические выразительные высказывания:

Мужчина, наклонившись к плачущему малышу, участливо спросил:

- Почему ты плачешь?

(О-Д  по какому вопросу

Публиц.  Что явилось побудительной причиной для плача?

Науч.  По  какой причине  вы выделяете жидкость из слезных желез?)

IV. Рефлексия:

- Сегодня на уроке мы осмысливали закономерности  соответствия речевой ситуации и стиля. Как расширились ваши представления о своих языковых возможностях? О возможностях нашего языка? Ответьте на эти вопросы в форме сочинения-рассуждения. Стиль работы определите сами.

V. Домашнее задание:

- Учитывая проявленный интерес к изучению стилей, предлагаю вам поучаствовать в творческом проекте «Вечер пародистов» Каждый из вас станет участником этого конкурса, а для этого нужно предложенный текст сделать юмористическим.

< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ




Последние статьи
Популярное