Школа XXI века – школа без стресса и насилия
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (2006)
· Анализ деятельности школы
· Концепция программы развития. Программа развития школы и размышления о переосмыслении миссии школы
1. Тема программы развития школы
2. Определение круга проблем
3. Описание путей решения проблем в рамках бюджетного финансирования. Новая модель школы, портрет выпускника
4. Практически значимые цели программы развития школы и задачи, направленные на реализацию поставленных целей
· Направления реализации плана развития школы
· Финансовый план реализации программы
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
(достижения и проблемы: необходимость обновления концепции развития школы, переосмысления ее миссии)
ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1262 имени А.Н.Островского открыта в 1937 году, с 1948 года носит имя великого русского драматурга А.Н.Островского.
На протяжении почти семидесятилетней истории имеет две устойчивые характеристики, определяющие ее привлекательность:
- сильный высококвалифицированный педагогический состав, способный обеспечить высокий уровень обученности и качества знаний, конкурентноспособность выпускников,
- творческая доброжелательная атмосфера, в которой комфортно чувствуют себя все участники учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время в школе трудится 51 преподаватель.
70% всех учителей имеет высшую (43%) и первую (27%) квалификационную категорию. В школе работает два Заслуженных учителя, один кандидат исторических наук, пять Отличников и Почетных работников народного образования, многие имеют государственные награды.
Все сотрудники постоянно занимаются самообразованием, регулярно учатся на курсах повышения квалификации, многие создают и публикуют методические пособия по преподаванию различных предметов, участвуют в профессиональных конкурсах.
100% всех выпускников ежегодно поступают в вузы, в том числе и «элитарные» - МГУ, МГИМО (У), МАРХИ, РУДН. В выпускных классах ежегодно от 4 до 8 человек заканчивают школу с серебряной или золотой медалью.
Исключением стал прошлый (2004-2005) уч. г., хотя и тогда большинство выпускников окончило школу на «4» и «5», продемонстрировав на выпускных экзаменах (например, по литературе и русскому языку – 100%) высокий уровень качества. Ярким показателем высокого уровня обученности и уровня знаний стали результаты ЕГЭ по русскому языку, о чем свидетельствует предлагаемый ниже протокол.
Протокол проверки результатов Единого государственного экзамена
01-Русский язык
№ |
Фамилия |
Имя |
Первичный балл |
% выполнения работы |
Балл |
Рейтинг |
Оценка |
1 |
Андреева |
Татьяна |
43 |
72 |
59 |
77,3 |
4 |
2 |
Баркова |
Светлана |
52 |
88 |
75 |
96,2 |
5 |
3 |
Белая-Круглякова |
Александра |
39 |
66 |
54 |
65,4 |
4 |
4 |
Вагапова |
Бэлла |
57 |
96 |
93 |
99,8 |
5 |
5 |
Воскресенская |
Полина |
53 |
89 |
77 |
97,3 |
5 |
6 |
Карзанова |
Татьяна |
54 |
91 |
80 |
98,2 |
5 |
7 |
Кобликова |
Екатерина |
54 |
91 |
80 |
98,2 |
5 |
8 |
Николенко |
Марина |
56 |
94 |
88 |
99,5 |
5 |
9 |
Разговорова |
Анастасия |
55 |
93 |
84 |
99 |
5 | | | |
51,4 |
86,7 |
76,7 |
92,3 |
4,8 |
Об уровне и качестве обученности свидетельствуют высокие результаты выступлений одаренных детей на олимпиадах (в том числе и Всероссийских), интеллектуальных марафонах (команда нашей школы – всегда победитель муниципального, победитель или призер окружного уровней), различных конкурсах (например, в телеигре «Умники и умницы»), историко-интеллектуальной игре «Нить времен» (9 лет команды нашей школы – призеры или победители).
Результаты выступления наших учеников на олимпиадах удобно рассмотреть в виде предлагаемых ниже таблиц:
Сводная таблица показателей победителей и призеров ГОУ ЦАО в 2004-2005 году
№ п.п. |
№ УО |
Всего победителей и призеров |
Из них 1-10 кл. |
Из них 11 кл. |
№ п.п. |
№ УО |
Всего победителей и призеров |
Из них 1-10 кл. |
Из них 11 кл. |
1. |
59 |
13 |
11 |
2 |
63 |
627 |
4 |
4 | |
2 |
34 |
5 |
5 | |
64 |
613 |
5 |
4 |
1 |
3 |
54 |
35 |
31 |
4 |
65 |
622 |
2 |
2 | |
4 |
16 |
5 |
3 |
2 |
66 |
610 |
12 |
7 |
5 |
5 |
96 |
8 |
3 |
5 |
67 |
1060 |
1 |
1 | |
6 |
57 |
11 |
10 |
1 |
68 |
1113 |
2 |
2 | |
7 |
91 |
9 |
8 |
1 |
69 |
1275 |
4 |
4 | |
8 |
23 |
10 |
7 |
3 |
70 |
1276 |
51 |
27 |
24 |
9 |
35 |
4 |
4 | |
71 |
1284 |
22 |
19 |
3 |
10 |
90 |
5 |
4 |
1 |
72 |
1241 |
7 |
6 |
1 |
11 |
17 |
2 |
2 | |
73 |
1234 |
5 |
5 | |
12 |
19 |
1 |
1 | |
74 |
1227 |
3 |
1 |
2 |
13 | |
1 |
1 | |
75 |
1253 |
30 |
20 |
10 |
14 |
45 |
2 |
2 | |
76 |
1204 |
3 |
2 |
1 |
15 |
87 |
1 |
1 | |
77 |
МУК
13 |
2 |
2 | |
16 |
7 |
1 | |
1 |
78 |
1262 |
22 |
21 |
1 |
17 |
83 |
1 | |
1 |
79 |
1271 |
7 |
5 |
2 |
18 |
27 |
3 | |
3 |
80 |
1215 |
9 |
4 |
5 |
19 |
110 |
11 |
10 |
1 |
81 |
1231 |
25 |
17 |
8 |
20 |
175 | |
4 | |
82 |
1240 |
10 |
7 |
3 |
21 |
174 |
15 |
10 |
5 |
83 |
1270 |
14 |
12 |
2 |
Сводная таблица показателей победителей и призеров окружного, городского и всероссийского уровня.
| |
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
Победители и призеры окружного уровня |
Олимпиады |
15 |
19 |
22 |
Конкурсы |
30 |
32 |
35 |
Победители и призеры городского уровня |
Олимпиады |
3 |
3 |
3 |
Конкурсы |
2 |
7 |
14 |
Всероссийский уровень |
Олимпиады |
1 |
1 |
1 |
Судя по показателям первой таблицы школа №1262 принадлежит
к числу лучших учебных заведений Центрального административного округа: 22 победителя на небольшую по численности (всего 467 учащихся !) школу – это очень высокий результат.
Достижения школы не ограничиваются собственно учебной деятельностью.
В школе существуют многолетние традиции ученического театра, постановки которого отличаются высоким профессиональным уровнем, в настоящее время складывается рок-группа, существуют музыкальные шоу-группы «Ладушки»(1-4 класс), «Звездочки»(5-6 класс).
В системе дополнительного образования каждый желающий может научиться играть на гитаре, потренироваться в спортивном зале, активно включиться в проектную деятельность.
В области проектной деятельности наша школа добилась высоких результатов.
Используя информационно-коммуникационные технологии, ученики нашей школы под руководством учителей создали множество замечательных проектов, в первую очередь, школьный сайт (адрес сайта: http://sch1262.ru), а также
1.Сайт, посвященный 190-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, http://sch1262.ru/lermontov
2.Проект «ФИЛОРОМА», посвященный истории Рима, 1 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2001-2002 г.).
3.Проект «Легенды немецкой слободы» 1 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2002-2003г.)
4.Проект «Северная Пальмира», посвященный 300-летию Санкт-Петербурга.
5. Сайт-проект по экономике и информационным технологиям "Малый бизнес в России", www.freelancer.nm.ru.
6. Сайт-проект по экономике и информационным технологиям "Акционерные общества в России", www.ao-1262.narod.ru
7. Сайт-проект по экономике и информационным технологиям "Северный морской путь", www.tan-furtova.narod.ru.
8. Фильм «Фантазия на тему… » о родовой усадьбе Бобринских в Богородицке, 2 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2004-2005 г.).
9. Презентация музея «Союзники и Ленд-Лиз» 3 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2004-2005г.).
10 Сайт-проект к 60-летию Победы «Венок памяти» (2004-2005 г.). (http://sch1262.ru/memory )
11. Сайт-проект «Тихий Дон» - «Илиада ХХ века», посвященный 100-летию Шолохова - 1 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2004-2005 г.). http://sch1262.ru/sholohov
12.Мультимедийный проект «Алеша Попович»; 2 место в городском конкурсе компьютерных проектов.
13.Интерактивное учебное пособие по физике «Магнетизм» 1 место в конкурсе Префектуры ЦАО (2004-2005 г.).
В этом учебном году школа представляет 11 новых интереснейших проектов на конкурс Префектуры ЦАО и 5 проектов на конкурс Лингва-2006.
Несмотря на замечательные достижения во многих областях, в нашей школе наблюдаются и некоторые тревожные тенденции: невысок уровень качества знаний в среднем звене, сокращается количество выпускников, в прошлом году не было ни одного медалиста…
Следовательно необходимо, пока не поздно, переосмыслять миссию нашей школы, корректировать программу развития.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития школы и переосмысление миссии школы:
- Программа развития школы создается, по словам М.Поташника,
«не для локального, частного, а для системного преобразования учреждения». В связи с этим традиционная миссия нашей школы должна быть переосмыслена.
- С начала 90-х годов прошлого века в связи с известными изменениями в жизни общества понимание миссии школы часто сужалось до выполнения собственно учебных задач. «Я честно учу детей, исполняю свой долг»,- в таких высказываниях учителей нашей школы выражается то, что в настоящее время миссия школы, с их точки зрения, - это прежде всего качественная учебная деятельность.
- Таким образом, с традиционной для нашей школы точки зрения, миссия школы должна состоять в получении каждым учеником качественного образования, которое позволяет рассчитывать на поступление в любые, даже элитарные, вузы. Эта миссия успешно выполняется, о чем свидетельствуют результаты поступления выпускников, а также высокая результативность выступлений одаренных детей в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах…
Однако последние три года школу оканчивают не более 23-31 выпускника. При этом, начиная с 9 класса, столько же детей переходит в школы, где есть экстернат, профильное обучение, или обычные общеобразовательные школы. Надо отметить, что во всех этих случаях заметно возрастает успеваемость учащихся. Следовательно, в нашей школе не создана ситуация успешности для каждого ребенка, т.е. не найдены оптимальные формы и методы организации образовательного процесса, позволяющие каждому учащемуся добиться желаемых результатов.
Поэтому миссия школы должна быть скорректирована следующим образом:
школа обеспечивает высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса.
Школа должна ощущаться каждым учеником как «второй дом», где не только помогут приобрести качественные знания, но и поддержат устойчивую позитивную самооценку, помогут сохранить душевное равновесие, сформировать позитивный образ мира и окружающих людей, т.е. воспитать гармоничную личность, что, по наблюдениям психологов, определяет успешность любого человека в современном непредсказуемом мире.
1. Тема программы развития школы:
Школа XXI века – школа без стресса и насилия,
«ВТОРОЙ ДОМ» для учащихся.
В настоящее время, когда в нашей школе с углубленным изучением английского языка (а значит, школе повышенной нагрузки!) наблюдается рост физических и психологических перегрузок всех участников образовательного процесса, особую актуальность и практическую значимость приобретает формирование и поддержка эмоционально положительного отношения к школе.
Эмоционально положительное отношение к школе возможно осуществлять, используя инновационные и, так называемые, «ретроинновационные» технологии, такие как
· гуманистичный и личностно-ориентированный характер обучения,
· внедрение принципов педагогики сотрудничества, демократичности во все сферы жизни школы,
· здоровьесберегающие технологии
· широкое использование информационно-коммуникационных технологий и в классно-урочной системе, и в системе дополнительного образования.
· музейная педагогика
2. Определение круга проблем:
Еще недавно факторы, вызвавшие появления ряда проблем, рассматривались только с положительной стороны.
К ним относятся:
· традиционно высокие требования по всем предметам без учета потребностей каждого ребенка;
· жесткая система контроля за качеством знаний, усвоение которых до сих пор считалось главной ценностью учебно-воспитательного процесса.
Эти факторы, с одной стороны, обеспечивают прочность знаний учащихся, определяют высокую результативность одаренных мотивированных детей в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и пр.
С другой стороны, для остального контингента школы данный фактор создает эмоциональный дискомфорт, ощущение психологической перегрузки, несоответствия затраченных усилий их оценке.
Это отражается в невысоком уровне качества знаний в среднем звене (от 42 до 47% качества, причем в 5-6 и 9 классах он выше, а 7-8 - ниже указанных данных), приводит
· к появлению разноуровневых групп внутри одного класса, между которыми возникает большая дистанция
· к утрате позитивного эмоционального отношения к школе
· к сокращению числа учащихся в выпускных классах
Нам представляется, что подобные проблемы характерны не только для нашей школы, так как они вызываются и более общими факторами, такими как психическое и физическое развитие учащихся в подростковый период, социальными факторами и пр.
Выше были названы проблемы нашей школы в области основного образования.
Дополнительное образование в последние несколько лет – одно из самых успешных приоритетных направлений развития нашей школы. Однако и здесь нельзя не выделить некоторые важные проблемы. К числу проблем дополнительного образования принадлежат:
· отсутствие общей системы работы курсов «Театральное искусство» и «Проектная деятельность»
· слабая интеграция с основным образованием
· недостаточное количество детей (около 25% от общего числа учащихся школы), активно занятых в системе дополнительного образования
· слабая материально-техническая база всех курсов дополнительного образования
Успешное решение данных проблем помогло бы организовать во второй половине дня развитую систему образования и воспитания, добиться превращения школы во «второй дом»
При разработке Концепции программы развития школы нельзя не учитывать и общие социально-психологичесие факторы, негативно влияющие на всех участников учебно-воспитательного процесса:
· размывание нравственных, моральных и этических норм в современном обществе
· влияние на здоровье учащихся ухудшающейся экологии города (школа расположена в Центре Москвы на Житной улице, являющейся частью Садового кольца)
Решать эти проблемы необходимо, используя здоровьесберегающие технологии, а также осуществляя духовно-нравственное воспитание школьников во всех областях образовательного процесса.
3. Описание путей решения проблем в рамках бюджетного финансирования:
Поддерживать стабильно высокий уровень обученности и качества знаний учащихся, при этом стремиться к тому, чтобы успешным почувствовал себя каждый ученик:
· Сделать весь учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированным, т.е. таким, которому свойственно уважительное отношение к личности ученика, его потребностям, интересам, мотивам и возможностям.
· Продолжить работу с одаренными детьми, проявить максимум внимания к индивидуальным особенностям (поведения, мышления) всех учащихся.
· Продолжить работу по созданию позитивного образа школы, учителя и процесса обучения, сделать педагогику сотрудничества главным принципом организации учебной и воспитательной деятельности;
· С целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников внедрить модель здоровьесберегающих технологий
· Продолжить работу по формированию интереса к изучению английского языка, коммуникативной и страноведческой компетенции, по развитию у школьников способности к иноязычному общению, позволяющему участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
· Прививать любовь не только к школе, но и учить видеть позитивное в окружающем мире и окружающих людях. Воспитывать чувство патриотизма, долга и ответственности, честность и порядочность, толерантность, уважительное отношение к людям, жизненный оптимизм в сочетании с трезвым видением действительности.
· Бережно сохранять традиции школы, создающие ее неповторимость и привлекательность в течение многих лет
· Совершенствовать урочную систему как основную форму организации процесса обучения в школе.
· Разработать новую систему оценки для учащихся среднего звена: такая система баллов позволит более гибко подходить к оцениванию результатов учебного труда каждого ребенка, учитывать прилежание и способности каждого ученика, позволит каждому ребенку почувствовать себя успешным.
· Осуществить отбор содержания современного образования в зависимости от индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей, учитывать мнение их семей.
· Создать в старшей школе экстернат и систему профильного обучения, дающую возможность каждому ученику выбрать индивидуальную образовательную траекторию: набор учебных дисциплин, глубину освоения отдельных курсов и тем.
· В области дополнительного образования продолжать и совершенствовать работу в рамках основных курсов – «Проектная деятельность», «Театральное искусство», «Работа с одаренными детьми», «Музыка», «Спорт»
· Добиться интеграции общего среднего и дополнительного образования в стенах школы.
· Создать службу психологической поддержки всех режимов функционирования школы.
· Продолжать систематически повышать профессиональный уровень преподавателей.
· Традиционные способы распространения информации (совещания учителей, педсоветы, педагогические консилиумы) необходимо вести на более современном уровне – сформировать единое информационное пространство школы.
· Необходимо преобразовать существующую систему управления школой в целях успешного решения выделенных нами проблем.
Долгое время система управления школой выглядела в виде строгой вертикали:
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Усовершенствованная система должна выглядеть так:
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ
4. Практически значимые цели программы развития школы и задачи, направленные на реализацию поставленных целей: (красным шрифтом выделены задачи, требующие внебюджетного финансирования).
Цели:
- добиться создания положительной эмоциональной среды в школе,
- повысить успешность обучения в среднем звене,
- остановить сокращение числа выпускников в старших классах.
Задачи, направленные на реализацию поставленных целей:
1. Каждый учитель должен пересмотреть свою концепцию, личностное педагогическое кредо с целью согласования его с новой миссией школы.
2. Службе психологической поддержки постоянно контролировать уровень эмоционального отношения учеников к школе.
3. Организовывать систематически диспансеризацию школьников в целях ранней диагностики и своевременного лечения.
4. Разгрузить «портфель ученика»: иметь вторые комплекты учебников в кабинетах
5. Увеличить часы двигательной нагрузки в блоке дополнительного образования
6. Создать в спортивном зале уголок современных тренажеров
7. Продолжить реализацию целевой программы «Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы»;
8. Совершенствовать урочную систему как основную форму организации процесса обучения в школе:
- уйти от уроков, на которых «солирует» учитель, а работа детей сводится к повторению или воспроизведению «готовых истин», продиктованных преподавателем или взятых из учебников;
- максимально продумывать и организовывать работу на уроке учеников, которые с помощью учителя анализируют информацию, отбирают полезное, ставят и решают задачи и приходят к решению или итоговым выводам, т.е. учатся учиться;
- при этом должна быть обеспечена доступность изучаемого материала возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям учеников;
- активное внедрять информационные технологии, частности Интернета в структуру урока; систематически вводить элементы автоматического контроля знаний учащихся с помощью электронного тестирования, использовать на уроках учебные пособия из школьной медиатеки.
- усилить проектную деятельность и другие формы групповой творческой работы школьников на уроке;
- овладение всеми учителями школы методики проведения уроков разных форм, в том числе оригинальных – ролевых игр, игр-путешествий, диспутов и т.д.
9. Перейти в работе с учащимися среднего звена на 10-балльную систему оценки.
10. В 8-9 классах создать систему предпрофильной подготовки.
11. Внедрить программу экстерната для старшей школы.
12. Осуществить отбор содержания образования для
· учащихся средней ступени в целях разгрузки,
· «гуманитарных» и «технических» классов старшей школы, рационально распределить количество часов на разные курсы с целью предоставить выпускникам возможность сдать ЕГЭ на высоком уровне, стать конкурентоспособным в избранной области.
· Внедрять в работу со старшими классами лекционную и семинарскую систему обучения, для облегчения дальнейшей адаптации выпускников школы при продолжении образования в высших учебных заведениях. В этой связи особенно полезно время от времени организовывать лекции, проводимые преподавателями ВУЗов.
13. Полнее использовать возможности инфраструктуры Москвы для более качественного образования (музеи, лектории, выставки, театры, библиотеки и т.д.)
14. Всем учителям необходимо пройти курсы компьютерной грамотности.
15. Интенсивно использовать возможности компьютерного класса во второй половине дня для дополнительного образования учащихся, где есть определенные достижения, успехи в использовании информационных технологий.
16. Продолжить работу по поддержанию и обновлению школьного сайта, особенно тех его страниц, которые дают больше возможностей для самореализации учащихся.
17. Поддерживать работу экспериментальных площадок «Русская филология», «Разработка и внедрение модели экологически ориентированного образования в средней школе», «Музейная педагогика», осуществлять их компьютерную поддержку.
18. Создать кабинет музыки.
19. Создать лингафонный кабинет.
В области дополнительного образования:
20. опираясь на традиции школы, создать на основе курса «Театральное искусство», театр-клуб «Друзья А.Н.Островского» с собственной костюмерной, активно сотрудничать с Театральным музеем им. Бахрушина, Малым Театром, Домом-музеем А.Н.Островского в Щелыково
21. на базе кабинета литературы создавать школьный музей А.Н.Островского
22. опираясь на высокие достижения учителей и учащихся в области проектной деятельности, организовать на базе курса «Проектная деятельность» Центр создания электронных учебников и пособий, а также
23. Видеостудию
Новая модель нашей школы
В итоге реализации практических целей и задач должна возникнуть новая модель нашей школы – Школы XXI века, школы без стресса и насилия.
Другое название данной модели – «Второй Дом для Учащихся» отражает ее основные новые характеристики: устойчивая положительная эмоциональная оценка образовательной среды школы всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, возникающая на основе сбласансированной системы основного и дополнительного образования, использования здоровьесберегающих технологий, высокое качество знаний на всех ступенях школы, обусловленное личностно-ориентированным характером обучения, внедрением информационно-коммуникационных технологий, совмещением традиционной знаниевой и новой – деятельностной педагогических моделей.
Предполагаемый портрет выпускника нашей школы:
· качественное освоение Государственной программы средней общеобразовательной школы с учетом выбранной профилизации;
· сформированные знания, умения и навыки по разным предметам, согласно возрасту и способностям;
· системное мышление с учетом целостной картины мира, понимание его структуры;
· мотивированная позиция в обучении, творческий подход к решению поставленных задач;
· умение выбирать такие пути достижения личных целей, которые бы не противоречили интересам общества или отдельных его членов;
· умение принимать ответственные решения;
· умение находить источники информации как на родном, так и на иностранных языках, в том числе с использованием Интернет-ресурсов;
· готовность к выбору дальнейших условий профессиональной и личностной самореализации;
· патриотизм и бережное отношение к истории и культуре Отечества; активная гражданская позиция;
· убежденное толерантное поведение;
· позитивная самооценка, способствующая дальнейшему гармоничному развитию личности;
· устойчивые навыки общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коллективизм, усвоение норм социально-статусных взаимодействий;
· навыки самопрезентации с учетом различных профессиональных и личных ситуаций в будущем;
· гармоничное физическое развитие, понимание необходимости здорового образа жизни.
|