Проектная
работа - это совместная деятельность учителей и учащихся, направленная на
достижение определенного конечного результата. Относительно информационных
технологий проектная работа направлена на разработку программного продукта
различной степени сложности и
завершенности, распространяемого на электронных носителях или в сети Интернет.
Компьютерный проект может быть выполнен в виде презентации, веб-проекта,
цифрового видеофильма или слайд-фильма, компьютерной программы, решающей
определенные задачи, музыкальной композиции. Все, что можно размещать и
распространять на электронных носителях, можно рассматривать как компьютерный
проект.
Компьютерный
проект всегда имеет межпредметный характер и затрагивает различные области
учебной деятельности. Даже разработка узкоспециальной компьютерной программы в
конечном счете направлена на достижение более общих целей, затрагивающих кроме
информатики и другие направления учебного процесса.
Если
основными целями обучения считать «интеллектуальное и нравственное развитие
личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с
информацией», то проектная работа позволяет выработать у учащихся умения
«работать в коллективе, обсуждать и принимать коллективно согласованные
решения, исполнять различные социальные роли, владеть культурой коммуникации,
общения». В процессе подготовки проекта учащимися совместно с учителями
осуществляется поисковая и исследовательская работа, выбираются методы и пути
решения поставленной задачи, осваиваются различные навыки и умения, необходимые
для реализации выбранных методов работы.
Как
показала практика, наиболее сложным этапом в компьютерном проектировании
является этап завершения проекта в определенные сроки и доведение его до законченного
программного продукта, обладающего заданными эстетическими и функциональными
характеристиками. И здесь ведущая роль отводится руководителям проекта, их
компетентности в выбранной области деятельности, умении организовать работу
учащихся, и умении завершить в запланированные сроки то, что не всегда удается сделать
коллективно.
Особая
роль принадлежит консультантам проекта. Консультанты преимущественно работают с
индивидуальными проектами, где вклад и ответственность учащегося - автора проекта, неизменно более
высоки, чем при коллективном проектировании. Консультант здесь является
определяющей и направляющей силой, но начинает, развивает и завершает работу
учащийся обычно самостоятельно. Возможна также и комбинация ролей учителей в
процессе работы над проектом. У одного проекта могут быть как руководители, так
и консультанты.
Компьютерная
проектная деятельность в нашей школе
резко активизировалась в 2001 году с появлением нового компьютерного класса и
мотивированных на эту работу учителей.
Здесь
я отмечу некоторые школьные проекты, а также тех, кто принимал наиболее
деятельное участие в компьютерном проектировании, начиная с 2001 года.
В.М. Арбесман
|